Шпационный смотритель
Во времена ручного набора ширина межсловных пробелов была в диапазоне от половины кегля до трети. С точки зрения современной типографики там набор просто дырявый, и часто были коридоры в тексте. Но почему-то мы могли прочитывать без перерыва 70-80 страниц, и мозг не уставал от этого.
При появлении компьютерного набора средняя ширина пробела стала соизмерима с третью кегля. Это было в программах PageMaker, QuarkXPress. Шрифты фирмы Berthold — в метрике шрифта ширина пробела в диапазоне 13/48 -16/48 размера круглой. Набор стал плотнее, но пробелы всё ещё были хорошо заметны.
С появлением индизайна стандартом ширины пробела стала четверть кегля. И пробел примерно в четвертую часть круглой — это теперь данность, то, что мы имеем в используемых шрифтах. И нет различия — русский шрифт или латиница, ширина пробела везде одинаковая. В этом плане шрифты Berthold были продуманней — там ширина пробела в русских текстах была больше, чем в латинице.
Сейчас складывается понимание, что такая ширина пробела, пожалуй, не очень комфортна для чтения больших объёмов текста. Найджел Френч в своей книге пишет, что целесообразно ширину пробела иметь сопоставимой с шириной латинской буквы “i”. А её ширина, это речь не о толщине вертикального элемента этой буквы, это речь о ширине именно знака. И он в большинстве случаев больше, чем ширина пробела. Отношение ширины буквы “i” к ширине пробела в гарнитуре Book Antiqua составляет 116%, в гарнитуре Minion Pro 118%, Century Schoolbook 113%.
В известном фильме «Helvetica» есть интересная мысль, что можно внести столько же национального колорита в интервалы шрифта, сколько и в сам шрифт. Значит, надо осознанно вырываться из стандартных для английской типографики установок 80-100-133 и искать значения этих параметров, подходящие для русского языка и используемого шрифта.
Ну действительно, если глаз может на странице увидеть пробелы между словами, хоть они в ширину швейной иголки, это не значит, что мозг так же легко сможет быстро прочитывать десятки страниц текста с такими пробелами. Взгляду должно быть комфортно переходить от слова к слову на широких пробелах, а не спотыкаться на их поиске. Это, возможно, противоречит концепции серебряного набора. Но книги ведь делаются в первую очередь для того, чтобы их читали. И если для комфорта глаз читателя требуется именно некоторая межсловная дырявость, так, может, она не зря была в ручном наборе, и надо бы подумать над тем, как её вернуть? Какая польза в этом иногда упоминаемом серебре набора, если данные книги легко только просматривать, листать, но мозг быстро устаёт от чтения книг с такими узкими пробелами.
Возможно, найдутся книжники, кто хотел бы вернуть в работу ту третную шпацию для пробела. Или иметь ширину пробела, соизмеримую с шириной буквы “i”. Но при этом не терять возможностей индизайна по обработке текста, не менять проверенную рабочую лошадку ради другой ширины пробела.
Если вам это откликается, то попробуйте этот скрипт. Он бесплатный. Дальше бесполезно рассказывать, лучше прочесть инструкцию и посмотреть видео. Выделите страницы три-четыре текста, и вы узнаете, какой ширины там пробелы. Возможно, вам будет неожиданностью узнать, что ширина самых используемых пробелов меньше, чем четверть шпации. Но это всё можно исправить. Тут нужен пересчёт установок межсловных интервалов, и эта программа сделает все расчёты и создаст новые варианты абзацных стилей.
Я считаю, что пробел в русских текстах должен быть соизмерим с шириной третной шпации, как это было совсем недавно. Для латиницы надо равняться на ширину буквы “i”. И книги будут читаться легче.
Эта программа — это исключительно технический инструмент. Но организационное решение, какими должны быть пробелы, принимает, конечно, редактор книги. Или автор. Надо обязательно показывать возможные варианты.
Видео
https://mega.nz/file/FwB03LyR#-oGfz3rbK8PTn6REBq7iA08TF50wP00Zsw_4pgBUfwA